Новости
11 августа 2017, 01:54

Куда уходит любовь? Андрей Звягинцев представил ярославцам фильм, получивший приз в Каннах

Минувшие выходные стали событийными для киноманов области. На встречу со своими зрителями сначала в Рыбинск, а затем и в Ярославль приехал российский кинорежиссер Андрей Звягинцев, чей новый фильм «Нелюбовь» получил приз жюри 70-го Каннского кинофестиваля и Гран-при на кинофестивале в Мюнхене.

В ярославском кинотеатре состоится бесплатный показ фильма Этой встречи наша аудитория ждала еще с 2003 года. Тогда на экраны вышел первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», получивший море отечественных и международных наград, главной из которых стал «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Переговоры о приезде режиссера в рыбинский киноклуб «Современник» начались еще три года назад. И вот, наконец, он состоялся. Повезло: сейчас Андрей Звягинцев ездит с фильмом «Нелюбовь» по российским городам и весям, однако, по его словам, скоро начнется европейский прокат картины: ее закупило много стран. Уже в конце августа режиссер поедет представлять «Нелюбовь» во Францию, затем в Швейцарию и т.д. Потом картина будет участвовать в кинофестивале в Торонто. Эти поездки займут примерно полгода, а дальше, возможно, начнется работа над новым кинопроектом, который пока не утвержден.

«Будет трудно»

Рыбинская встреча с Андреем Звягинцевым проходила в День города, однако зал был полон. Манера, тональность, избранные режиссером для представления, сразу расположили зрителей. Звягинцев был доброжелателен, улыбчив, изыскан и прост, открыт и лаконичен – по настоящему интеллигентен. Уже с первых слов он точно настроил зал на восприятие фильма: «Он очень жесткий. Как говорит в финале фильма один из персонажей: «Будет трудно». Действительно, очень многим зрителям трудно с этой картиной бывает, поскольку она беспощадная, пронзительная и заставит вас, возможно, пролить слезы».

Обозначив жанр картины «Нелюбовь» как трагедию, режиссер рассказал о событии, которое определило одну из главных эмоциональных интенций, заставивших создателей картины двигаться вперед: «Однажды на кастинг пришла актриса – не та, которая попала в картину. Сказала, что накануне ночью она закончила прочтение сценария, бросилась к своей девочке, которой два с половиной года, обняла ее и долго просила у нее прощения. Я был поражен: какие ошибки можно совершить по отношению к ребенку в его возрасте, чтобы отдать ему всю любовь и нежность? И я для себя понял: это, видимо, было неким авансом, просьбой о прощении за будущие свои ошибки. Этот посыл именно в эмоциональной части нашей картины адресован к залу именно с тем, чтобы мы все оглянулись на своих мужей, жен, детей, родителей и обняли их…»

История о кризисе супружества

«Нелюбовь» – это история о разрушении отношений в семье, которое приводит к трагедии – пропаже сына. Надо сказать, что к семейной теме режиссер возвращается постоянно. В ходе встречи он объяснил это так: «Семья – это полигон, где многое случается с людьми».

Корни фильма «Нелюбовь» уходят в 2011 год. Тогда возникла идея снять ремейк фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни»: у Андрея Звягинцева и сценариста Олега Негина были мысли о том, что было бы интересно посмотреть на семью после 10 – 13 лет совместной жизни, в которой вдруг обнаруживается пустота, однако вплоть до 2015 года не удавалось договориться с обладателями прав на сценарий. А в 2015 м Негину случайно попалась на глаза в Интернете информация о добровольческом поисково спасательном отряде «Лиза Алерт», истории из работы которого, по словам Андрея Звягинцева, очень впечатляли. Так сплелись две темы, и было принято решение снимать не фильм по сценарию Бергмана, а самостоятельную вещь.

Разговор с режиссером коснулся разных аспектов фильма «Нелюбовь». Некоторых зрителей волновал вопрос: своего ли сына видят родители на опознании или все таки нет. По мнению режиссера, здесь, во первых, точного ответа нет – это пространство для зрительской интерпретации, а во вторых, фильм не о мальчике. «Через эту лакмусовую бумажку, этот кристалл и зрители, и сами герои пристально рассматривают сами себя: кто они, что они, как они живут и как действуют», – пояснил Андрей Звягинцев.

В ответ на реплику из зала о том, что герои в конце фильма внутренне не меняются, несмотря на пережитое двумя годами ранее потрясение, режиссер сказал: «Вода всегда течет книзу – это природа человека. Он с легкостью может пасть. Для того чтобы изменить ход вещей, выйти на новый уровень понимания своего удела и взаимоотношений с людьми, нужно иметь серьезную волю, силу духа». Однако автор фильма не осуждает своих героев: «Говорить человеку, что он отрицательный персонаж – значит, сужать взгляд на него до этого мгновения, потому что уже завтра человек может проснуться и стать другим. Поэтому у нас не бывает отрицательных героев, у нас просто есть человек, а он сложен».

В Ярославской области завершился ХII международный кинофестиваль «В кругу семьи» Андрей Звягинцев считает, что проблема, затронутая в фильме «Нелюбовь», общечеловеческая: «В Каннах после показа мы работали с прессой – я встретился со 106 интервьюерами, из которых, может быть, человек 10 из России, а остальные со всех концов мира. Ни у кого из них не возник вопрос относительно того, где эта история происходит. То есть это общее состояние, касается любого человека, в каких бы он обстоятельствах ни находился».

Звезд не выбирает

Кстати, в фильмах Андрея Звягинцева почти всегда появляются новые актерские лица. «Это стратегия, – подчеркнул режиссер. – Я убежден, что, когда зритель видит на экране незнакомые лица, если они еще и очень точно, правдоподобно, честно играют свои роли, это удовольствие ни с чем не сравнить. Потому что ты как бы знакомишься с новым миром. Каждый жест, каждый подъем головы, каждая интонация – все является для тебя открытием. «Звезда» же неизбежно тянет за собой шлейф уже сыгранного. Вот из этих соображений я всегда пытался найти неизвестных актеров. В фильме «Нелюбовь», мне кажется, это удалось. У Марьяны Спивак – актрисы театра «Сатирикон» – это первая роль в полнометражном фильме. Алексей Розин играет только у нас: прежде снимался в «Елене» и в «Левиафане». Кстати, нельзя не отметить, что Марьяна Спивак – актриса в третьем поколении: ее бабушка – Жанна Прохоренко, известная по многим фильмам советской поры.

Многих интересовало, каков сегодня творческий вектор режиссера. По словам Андрея Звягинцева, у него с Олегом Негиным уже давно готовы три полнометражных проекта. Один из них связан с временами первых лет христианства, с историей святых Бориса и Глеба; другой, чуть более поздний, – с Великой Отечественной войной. Надежда на их осуществление есть, а это значит, что зрителям еще предстоит удивиться.

Фото с сайта Википедия

Лиана Гаврилова
comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg